Тайны органной музыки
13 февраля в продолжение органного сезона в Церкви «Голгофа» состоится уникальный концерт. В исполнении солиста Константина Волостнова (орган) и консерваторского оркестра под руководством Ильи Маркеева прозвучат редкие сочинения русской и английской классики.
Откроет вечер Увертюра английского композитора эпохи позднего романтизма Альфреда Холлинза. Эта пьеса – отражение английской органной традиции конца XIX – первой половины XX века, в которой особую роль занимали транскрипции известных оркестровых сочинений для органа соло. Не смотря на самостоятельный музыкальный материал Увертюры, она явно пробуждает в воображении звучание симфонического состава, передавая свойственные ему контрасты, гибкость, аллюзии на сольное звучание флейты, кларнета или виолончели.
Следом на сцену выйдет уже настоящий струнный оркестр с литавристом, и первым совместным номером станет редчайший Концерт выдающегося английского композитора XX века Кеннета Лейтона. Имя этого композитора, встречающегося, пожалуй, лишь на афишах туманного Альбиона, совершенно незаслуженно редко упоминается, хотя небогатая на мировые имена композиторская традиция Англии вполне может им гордиться. Наиболее близкая ассоциация, возникающая при взаимодействии с его наследием – образы знакомого нам, и не такого уж и далёкого прошлого столетия, отражённые в бескомпромиссном, ярком и эмоциональном языке того времени. Некоторые особенности использования струнных, а также экспрессия свойственная органному концерту Лейтона, состоящему из трёх частей, отсылает нас прямиком к другому подлинному летописцу XX века – Дмитрию Шостаковичу. Ритмика органного концерта Лейтона, его гармонический строй оказываются удивительно понятными и близкими русскому слуху.
Небольшой, но также довольно редко звучащий хорал Баха “Помилуй меня, Иисус Христос” станет небольшим интермеццо, своей подчёркнутой отстранённостью оттеняющим драматизм предыдущего произведения и настраивающего слушателя на неоклассический лад Концерта для органа и струнного оркестра Александра Фёдоровича Гедике.
Это имя знакомо каждому, кто хоть начальные классы обычной детской музыкальной школы пытался освоить игру на фортепиано. Да, Александр Фёдорович создал для детей несколько сборников, однако основной массив его наследия – сочинения для органа соло, концерты для инструментов с оркестром, вокальная, камерная и симфоническая музыка. Но любимым инструментом для Гедике всегда оставался орган. С 1924 года и до самой своей кончины в 1957 он возглавлял органный класс Московской консерватории и регулярно выступал на Московских сценах, воспитав ни одно поколение почитателей органного искусства, и став родоначальником постреволюционной органной традиции в Москве.
Трудно найти более русского по духу и специфике музыкального языка композитора, не смотря на то, что в жилах его текла французская и немецкая кровь. Будучи верным старым, уже ушедшим в прошлое романтическим традициям, Александр Фёдорович сохранял преданность великой русской композиторской и музыкантской школе воспитанной Чайковским, Танеевым, Рахманиновым, Скрябиным и всеми теми, кто составлял славу музыкальной Москвы.
Однако Органный концерт также несёт на себе отпечаток наследия и другого кумира Гедике – Иоганна Себастьяна Баха, на творчество которого он ориентировался, подходя к органу. Этот концерт Гедике написал в традиционной трёхчастной форме. Его первая часть – дань Баху и эпохе барокко – весьма классична, и притом исполнена имровизационности. Медленная вторая часть переносит нас в сумрачную атмосферу Ар-Нуво и сопровождающий её образный строй позднеромантического искусства с его мистицизмом и упоительной экспрессией. Финал же – это лучезарная виртуозная токката, вобравшая в себя и стремительные образы русских симфонических скерцо, и изобразительно-плясовые элементы русского фольклора, и русскую колокольнось в материале завершающей темы.